– Маша, наверное, стоит начать с подробного объяснения, что такое практика
добаюкивания. Вне дополнительного контекста это может кому-то показаться не до
конца понятным.
– У меня желание подойти к этому рассказу издалека, с самого начала, если можно. Я
родилась во врачебной семье и впитала с ранних лет принцип отдавания себя людям,
когда ты больше существуешь вовне и для людей, ради людей, помогая людям. Какое-то
такое глубинное служение… Я жила в маленьком южном приморском городке, и с
раннего детства помню, что во время прогулок с мамой и бабушкой встречала их бывших
и настоящих пациентов: они всегда здоровались, рассказывали о своем самочувствии.
– То есть такая вот семейная история уже с детства естественным образом сформировала своеобразную картину мира?
– Да, конечно! Ребенок в любом случае берет на себя ту или иную семейную модель,
воспринимая ее в позиции «так должно быть». Потом, конечно, он выходит в социум,
приобретает новые знания, представления, корректируя свои изначальные убеждения.
Собственно, так мы и становимся взрослыми. Я до четырнадцати лет говорила:
«Медицина?! Нет-нет-нет, я так не хочу, я знаю, каково это». Но потом вдруг осознала,
что выросла, что почти уже взрослая, а ничего не делаю, лежу на пляже. Бабушка
работала на «Скорой», и я вот отправилась туда и попросилась работать. В четырнадцать
лет. В «Скорую помощь». Меня просто даже юридически было невозможно туда
оформить – ведь работа только суточная, дежурства. Но потом этот вопрос решился…
– То есть вот этот потрясающий эпизод не был какой-то такой формой подросткового бунта, проявления упрямства характера?
– Нет. Но мне в принципе и до этого было интересно работать, делать что-то
самостоятельно. Мы ещё детьми собирали в школе то розу, то виноград, потом была даже
практика на заводе, точнее, на пищевкусовой фабрике. И вот там-то мне впервые
захотелось поработать больше положенного срока в две недели, чтобы иметь свои первые
самостоятельные деньги. Мне позволили остаться на производстве еще на месяц.
Начальница была маминой одноклассницей, и договориться было достаточно просто. И
вот по итогу я в свои двенадцать принесла маме первые заработанные честным трудом
деньги. Заработанные, причем, не по принуждению, а по желанию, по личной инициативе.
Часть этих средств мы отложили на отпуск, на поездку в Ленинград, а на оставшиеся
деньги я купила себе свои первые взрослые часы. То есть вот тот вышеупомянутый случай
с желанием трудиться на «Скорой» был именно таким порывом «Я хочу! Мне интересно
попробовать изнутри!». До этого я видела медицину лишь глазами ребенка.
– С этим понятно. Но ведь известны ситуации, когда у человека есть весьма
искажённые, ложные, приукрашенные представления о той или иной профессии. Он
в нее приходит, а розовые очки разбиваются.
– Нет, у меня было не так. Я пришла, и меня стали учить. Как всё это делается
непосредственно руками: уколы, кардиограмма, как распознавать симптомы. Я начала
читать соответствующую литературу. И я влюбилась в эту профессию. «Скорая» стала
моей первой любовью: страстной, темпераментной. Там было столько всего! Я научилась
тонкостям взаимоотношений, разговору с самыми разными людьми, научилась
чувствовать больного. Мы ведь, в сущности, лечим словом, в первую очередь. Доктор
приходит, разговаривает с пациентом, выслушивает его – и тому уже легче. Это просто
настоящий космос! Что-то такое высокодуховное. Конечно, есть рутинная работа. Но
когда ты своими глазами видишь, как от взаимодействия человек расцветает, у него
уходит боль – это дорогого стоит. При этом, конечно, тогда же и там же я впервые
столкнулась со смертью. И с жизнью: я однажды принимала роды в машине. Всё это
явилось мощнейшим толчком, и я решила для себя, что пойду в медицину. Выбрала
Ленинград, медучилище. Мама с бабушкой были шокированы, конечно. Местный
институт в Симферополе я отмела сразу, так как в качестве профилирующего предмета
там была физика, а мне это ну совсем не близко. А Ленинград вообще все развернул таким
образом, что я не пошла туда, куда планировала изначально. Все-таки профессия сама
тебя выбирает – я стала акушеркой. И это тоже оказалось любовью, страстью, мой
акушерский стаж на данный момент составляет тридцать семь лет.
– Я здесь не могу не спросить, конечно, про пресловутое профессиональное выгорание, о котором сейчас так много говорят.
– У меня многие спрашивают: «Почему ты до сих пор в профессии, почему продолжаешь
учиться и развиваться?». А мне просто очень интересно жить, вот и всё. Чем дольше я
живу, тем больше естественного любопытства. В 90-е годы, когда пошла вот эта вся
глобальная перестройка, мы стали более открытыми, к нам приезжали акушерки из
Великобритании, Канады, возникло тесное общение. Начался обмен опытом: мы узнали,
скажем, что существуют партнерские роды. Возникло также множество литературы,
появились новые специалисты.
– То есть такое вот непрерывное обновление внутри рабочего процесса подпитывает
и вдохновляет, верно я понимаю?
– Да, конечно. Ну как можно выгореть, если тебе интересно? Не случайна же фраза
«Будьте как дети», в ней скрыт глубинный смысл. Ребенок подлинно открыт миру, он
хочет познавать. И это ощущение важно сохранить.
– И все-таки. Как в эту сугубо профессиональную акушерскую схему вписывается
добаюкивание?
– В моё обучение в какой-то момент вошла ведическая сторона: я ездила в Индию,
общалась со святыми людьми – это было очень интересно! Надо подчеркнуть, что здесь
важен не религиозный момент, а духовный. Помимо всего названного, в жизни случилось
ещё множество речевых тренингов – за моими плечами Федеральная Школа Радио.
Просто потому, что хотелось научиться! И затем я познакомилась с понятием
«психосоматика». Уже два года я учусь в одной московской школе, плотно занимаюсь
этим вопросом. Было у меня и такое направление, как онкопсихология. И вот когда у тебя
очень много знаний, их непременно нужно отдавать. Поэтому я чётко сформулировала
запрос для себя: мне нужна практика, объединяющая все мои существующие на данный
момент знания и умения. Чтобы я имела право вести её как специалист. И вдруг мне на
глаза как-то случайно попадается видео про добаюкивание. Оно меня сразу зацепило,
потому что оказалось созвучным мне, близким по ощущению. Там мамы, дети, любовь,
ласка, нежность – ровно всё из моей профессии. Автор этой практики – Виктория
Аверкиева, клинический психолог. Она необыкновенно талантливый человек, и вот свою
практику она официально запатентовала. Я прошла у неё годовое обучение с серьёзным
погружением в предмет. Всё это ты фактически пробуешь на себе: и саму практику, и
теоретическую часть. Только когда ты прожил это сам, ты можешь отдавать это в мир.
Поэтому цикл такой долгий – чтобы люди прошли весь путь. В практике добаюкивания
проживается состояние от собственно зачатия и внутриутробного развития до первых лет
жизни и тесного взаимодействия с мамой. Также параллельно существуют семейное
добаюкивание и детское добаюкивание.